Археологический памятник "Изюк-1": Мифы и реальность
Старая деревня Изюк - предшественница современному селу Евгащино.
В 1999 году в Среднем Прииртышье Л.В. Татауровой был открыт археологический памятник, названный «Изюк-1». А priore предполагалось, что найдена деревня Изюк, которая располагалась в XVII-XVIII веках на правом берегу реки Иртыш и предшествовала современному селу Евгащино. Это было очевидно, так как сами раскопки проводились на месте, указанном жителями села Евгащино и прилегающих деревень, которые много раз слышали от старожилов о месте расположения старой деревни Изюк.
В начале раскопок памятник расценивался уникальный поселенческий комплекс. Были известны даты его существования, имелись некоторые сведения в научной литературе разного времени, в памяти местных жителей сохранились исторические предания. Рассматривался памятник «Изюк-1» как русское поселение. Но начавшиеся раскопки поставили перед исследователями ряд вопросов. Под нижним венцом раскапываемого жилища было открыто погребение, а затем еще 28-мь.
По мнению Л.В. Татауровой: «В связи с открытием кладбища, которое до начала раскопок не фиксировалось на поверхности, стало очевидным, что оно не относится к поселению, так как подобное соотношение объектов противоречит всем религиозным и морально-этическим канонам. Известно, что русские никогда не делали кладбище в непосредственной близости с поселением и тем более не строили на нем жилища. Отсюда вытекает предположение, что ранее на этом месте проживало «одно население», но в силу каких-то причин оно было вынуждено переселиться, в связи с чем, уничтожило следы своей жизнедеятельности (сравняло кладбище). Остается просто загадкой как новое население в процессе строительства жилища не попали на могилы». Определяя это «одно население», Л.В. Татаурова пишет, «по форме крестов, трупоположению в колодах кладбище можно отнести к старообрядческому, это подтверждается и западной ориентировкой погребенных».
В связи с этим, давайте поставим перед собой вопрос: «Так были ли жители старой деревни Изюк старообрядцами?» и постараемся найти на него ответ.
Что мы знаем о деревне Изюк и ее поселенцах? Та же Л.В. Татаурова пишет, что она возникла в 1648 году. В тоже время, местный краевед В.С. Аношин полагает, что произошло это в 1650-60-х годах и указывает, что основателями старой деревни Изюк были прибывшие из центральной России вольные переселенцы и несколько солдат. Интересные воспоминания Н.Г. Апполоновой о тех событиях, которые происходили в то время рядом с рекой Тарой. Она, в частности, пишет о том, что первые поселения на территориях, близких к будущему Сибирскому тракту появились еще в 1623-24 годах. Среди них было много «деревень-однодневок», которые назывались тогда по фамилиям дворовладельцев. Сибирские почвы истощались, что могло быть причиной переноса малодворных деревень.
В то же время, общеизвестно, что передвигались пашни к верховьям Тары. В конце 1660-х годов началось строительство Бергамацкой (Красноярской) слободы. Это событие сопровождалось поисками плодородных земель в ее окрестностях. Известен отчет проводившего разведку новых мест тобольского боярского сына И. Неприпасова о результатах поиска: «… от Тары реки поперек к Иртышу реке до реки Танатова верст на 100 те земли пахотные». В этом документе подчеркивалось, что «та земля порозжая и в дачу никому не отдана». Н.Г. Апполонова приводит мнение строителя Бергамацкой слободы Кобылянского о выбранном месте как «крепком» - с одной стороны Иртыш, на другой стороне озера большие, мимо проезжают калмыцкие послы и торговые бухарцы.
Возникает вопрос: «Как могли скрываться старообрядцы, ушедшие от мира, на виду у строителей слободы, проезжающих купцов? Кстати, если признать, что деревня Изюк существовала еще до поисков И. Неприпасова, тогда как объяснить, что ни разу она не была упомянута в документах 1660-1670-х годов? А ведь Изюк располагался на прямой линии от Бергамацкой слободы к Иртышу, да и места здесь всё проезжие. Другой вопрос заключается в том, откуда могли появиться в деревне Изюк старообрядцы.
История старообрядчества началась в 1653-54 годах, когда Патриарх Никон объявил о проведении церковных реформ. Но только через 13 лет, в 1666-67 годах противники реформ Никона были преданы анафеме, и началась история побегов старообрядцев в удаленные районы России, где они могли сохранить свою веру. Историческая литература не содержит сведений о побегах старообрядцев в Сибирь в XVII веке. А.А. Преображенский замечает, что «для XVII века можно выделить характерное социально-географическое размежевание сфер колонизации. Так, Урал и Западная Сибирь заселялись преимущественно выходцами из поморских уездов. Но был ли смысл вступившим в раскол на Севере стремиться в Сибирь?
Старообрядцы не могли и помыслить о добровольном переселении в Сибирь. А.Д. Колесников пишет, что «… хозяйственная целесообразность и знания крестьян вынуждали их совершать переезды на сравнительно небольшие расстояния, чтобы не прерывать сельскохозяйственного цикла и не остаться без посева». Он полагает, что старообрядцы Западной Сибири – потомки тех, кто вошел в раскол в самой Сибири. Иную точку зрения на сибирских старообрядцев имеет Ф.Ф. Болонев, который считает, что существенную роль в появлении староверов в Сибири сыграла ссылка. Вместе с тем, этот вывод он доказывает на основе материалов XVIII века, то есть через 100 лет после интересующих нас событий.
В одной из публикаций о памятнике «Изюк-1» сообщается, что в поселенческом слое «на первых же штыках» найдены монеты 1736, 1737 и 1750 годов. Видимо к этому времени не только ушло «одно население», но и успело обустроиться «новое». В любом случае люди жили на озере Изюк не более 80 лет. Тогда, возможно ли, чтобы за 80 лет у какой-то, пусть и замкнутой группы населения, сложился особый обряд погребения, отличающийся от мирских старожилов?
Еще одна цитата: «Из погребального инвентаря зафиксированы нательные кресты … позволившие отнести захоронения к XVIII веку». Далее авторы цитируемой публикации пытаются понять, что же случилось с обрядом, который, по их мнению, не соотносится с опубликованными ранее материалами по погребальной обрядности русских. В доказательство приводится целый ряд фактов: форма колод, ориентация и глубина могил, положение рук, использование кожаной обуви. Итак, перед нами нарисованная воображением Л.В. Татауровой картина. Некие старообрядцы не только скрываются от мира, но и разрабатывают собственный обряд погребения, очевидно, чтобы стать ближе к «древлему благочестию». А находим ли мы в описании погребального обряда памятника «Изюк-1» хоть что-то, уходящее в языческую эпоху? Как раз нет: инвентарь в могилах отсутствует, крестики вполне по-христиански надеты на грудь каждому погребенному, а не связаны в какие-либо ожерелья, не положены под ноги и т.д.
Авторов статей об Изюке смущает и ориентация могил (головой на юго-запад). Но, погребение усопших головой на запад – это православная норма, а не артефакт. В вопросе ориентации могил старообрядцы никогда не расходились с православными. В связи с выше сказанным, не следует относить население, оставившее могильник рядом с озером Изюк, к русским старообрядцам. Но, вопросы остаются: - одно из погребений совершено внутри дома, в подполе, в западном углу жилища; - кладбище было расположено в непосредственной близости от поселения, буквально на задах деревни; - население, оставившее кладбище, исповедовало христианство; - некоторые из колод внутри были заполнены землей.
На наш взгляд, следовало бы искать таких людей, для которых все это было бы приемлемо. Обязательно ли это население должно быть русским? Крещены были многие народы, которые жили в России: карелы, финны, коми, удмурты, чуваши, марийцы и даже часть татар. Если искать сведения об этническом происхождении пришлых жителей Западной Сибири XVII века, то можно выяснить, что среди них были не только представители местных, сибирских народов, но и «литва», «черкасы», «инородцы новокрещены»… Имеются и прямые свидетельства, но более позднего времени о том, что в среднем Прииртышье жили переселенцы из Чувашии. Так, в деревне Резиной, расположенной к востоку от Изюка, в 1782 году проживали 7 женщин – «чувашских дочерей». Нет доказательств, что и их мужья были такого же происхождения, так эти браки могли сложиться уже в Сибири: вся деревня была положена в оклад в 1774 году. Нет доказательств и того, что мужья были из других мест, но имена их при этом вполне «русские», а точнее, свидетельствуют о христианском вероисповедании. И, кстати, до сих пор в деревне Мешково, которая сейчас фактически стала частью села Евгащино, живут чуваши. Как свидетельствуют выписки из фондов Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области, изюкские девушки вступали в браки, прежде всего, с жителями окрестных старожилых, по терминологии того времени, деревень. Их отцы относились по большей части к крестьянскому сословию, но были среди них и служилые люди. Нет и намека на закрытость деревни. Из Изюка не только уезжали, сюда и приезжали. Все эти факты свидетельствуют, что деревня Изюк была старожильческой, хорошо интегрированной в местное сообщество и обладала отлаженными связями.
Значимым поворотом в истории деревни является ее переезд на другой берег и смена названия. Историки называют годом переезда 1796-й. Первыми на левый берег уехали братья Евгащины (Евгатшины), по имени которых и назвали новую деревню. Однако в ревизских сказках деревня Евгащина показана уже в 1782 году. И та деревня не Изюк, так как последняя фигурирует под своим старым названием на многих листах сказок и в 1782, и в 1795 годах. По мнению А.Д. Колесникова переезд начинается в 1796 году. По его версии, только часть жителей деревни Изюк, уехали на левый берег Иртыша в деревню Евгатшину. Часть жителей переселились на реку Тару, где основали еще одну деревню Евгатшину (Изютскую). Эта последняя деревня называлась так до приезда в нее «зырян», после чего она изменила имя и стала называться Больше-Красноярской. В то же время, есть упоминание деревни Евгатшиной (именно под этим именем!) у Н.А. Миненко. Она пишет о том, что деревня известна по дозорной книге 1701 года, население ее состоит из служилых людей числом 45 душ мужского пола и все эти служилые были местными уроженцами.
По мнению М.Л. Бережновой с соавт., история деревни Изюк такова: «Середина XVII века. Появляется небольшая деревня на озере Изюк. Население ее нерусское, вполне вероятно, по происхождению некое финно-угорское, крещенное, служилое. Живет деревня не таясь, но соблюдая нормы традиционной культуры. С освоением прилегающей к деревне территорий численность ее жителей увеличивается. Изюкцы «дружат домами» с местным старожильческим населением, которое также, вполне вероятно, имеет какие-то нерусские корни. К концу VIII века население деревни имеет многочисленных родственников по окрестным деревням, историю свою постепенно забывает, традиционную культуру утрачивает.
В 1796 году часть жителей покидает деревню, впрочем, далеко не уезжая, а часть – на какое-то время еще остается. Новое место зовется Евгатшиным, а старое все также – Изюк. Его история, полагаем, завершается только в XIX веке». Известно, что в начале XX века молодежь летом на покосах жила в балаганах на месте старой деревни Изюк. Считалось, что место это от деревни Евгащино совсем близко, и потому отпускали молодых с ночевками на несколько дней, практически без присмотра, с одним каким-нибудь дедом, в задачу которого входило будить покосчиков утром.
А что же нашли археологи в 1999 году? По мнению М.Л. Бережновой с соавт. – это часть старой деревни. Только вот старообрядцы, живущие в тайном месте, бежавшие, сровняв отеческие могилы, от приближения мирских людей, скорее всего это миф.
Бережнова М.Л., Корусенко С.Н., Новоселова А.А. Логистический анализ одного построения: как историки создают мифы. – http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=182
Евгащино
Добавлено ist-fak 16 лет назад
Посмотреть на карте
Популярные точки района
Такмык (Материалов: 113)
Большеречье (Материалов: 76)
Решетниково (Материалов: 53)
Черново (Материалов: 29)
Тусказань (Материалов: 24)
Евгащино (Материалов: 22)
Старокарасук (Материалов: 12)
Байгачи (Материалов: 9)
Инберень (Материалов: 5)
Боровянка (Материалов: 4)