Ложниково - старинное сибирское село (Часть III)
Книга «Ложниково - старинное сибирское село» написана доктором исторических наук, профессором Сибирской автодорожной академии Александром Колесниковым.
Книга издана издательством "Манифест" в 2005 году.
В данной статье представлены следующие разделы книги:
- У берега реки Оша
- Знаменитый чертеж Ремизова
- Развитие хлебопашества
У берега реки Оша
Ложниково возникло и развивалось вместе с соседними деревнями. Его история это часть истории Приошского края, северной части современного Тарского района. Одновременно с Ложниковой заимкой были основаны и другие заимки -Кубрина, Шадрина, Ставшева (Вставская), Шкунова, Куянова. Происходило и дальнейшее переселение казаков. Одних переводили на новые места службы, другие сами переезжали, найдя более выгодное место. Иногда старые названия заимок оставались, хотя там появлялись новые переселенцы, а иногда менялись. Например, основатели Терехиной заимки уехали на новое место. Их обжитое место заняли новые крестяне по фамилиям: Скатовы, Тереньтевы, Кубрины, Батурины и Вязнины. Позже Скатовы основали деревню Скатово.
Знаменитый чертеж Ремезова
Новые названия учитывались в «Переписях» тех лет. Так, на чертеже (самый старый, дошедший до наших лет и впервые публикующийся в отечественной литературе - примечание автора), который мы воспроизводим в этой книге, показаны деревни, носящие фамилии основателей: Кузнецова, Пахомова, Шадрина, Уткина, Красноусова, Шкунова, Володкина, Терехина, Торлова (Орлова), Колосова, Медведева.
Знаменитый историк и картограф Сибири С.У.Ремезов во второй половине 17 века составил чертежи-карты уездов Сибири. Есть у него и Тарский уезд, и река Иртыш. Нам известно, что в 1668 году началось создание Бергамакской слободы на реке Таре. Ремезов выезжал для обследования мест по Таре и Иртышу. Возможно, в это время был составлен чертеж реки Оши с нанесением на него названий и месторасположения деревень.
Чертеж Ремезова публикуется в нашей стране впервые (оригинал находится в США примеч. автора). Южнее реки Оши показаны дубравы и мелкие сметники. Среди лесных зарослей проходит дорога на Тару. Если в первые годы заселения берегов Оши деревни и заимки для безопасности основывались на северном берегу, чтобы сама река защищала от «непрошенных гостей», то позже деревни начали строиться и по южному берегу Оши, что и показано на чертеже. Некоторые деревни сохранились до наших дней. Другие же сменили названия или прекратили свое существование.
Масштабность на чертеже не соблюдается. В низовьях Оши показана Аевская слобода с крестом над ней. Это означает, что здесь имеется церковь. Вверх по реке показаны деревни Кузнецова и Пахомова, которые позже не упоминаются. Ложниково, как и другие деревни названа «Ложниковка». Причем буква «н» сделана выносной. Показан крест над названием селения. Следовательно, уже в те давние времена здесь существовала церковь, и жителей было немало. На южной стороне Оши отмечена деревня Шадрина. Западнее стояли тоже деревни. Их названия легко читаются. Здесь же стояла деревня Колосова. Позже ее основатели переехали в верховья реки Оша. Но верховья этой реки еще не были заселены. Этот процесс начался после основания Юйского форпоста. Здесь возникли селение Кубрина, татарские юрты. Форпост Туралы охранял селения Терехина и Свидерского. Но об этом мы расскажем позже.
В 1701 году была произведена перепись населения Сибири. В ней кроме Ложниковского погоста названы и другие: Тевриская (ныне - Тимино), Шадрина, Кубрина, Ставшева, Шкунова, Нагаева, Куянова, Кучковская, Любимова, Свидерскова, Кузнецова, Поморцева, Скатова, Терехина. Очевидно, за те десять лет, что отделяли друг от друга две переписи населения, появились новые деревни. Это -Любимова, Кучкова и Свидерская. Но может быть у старых деревень появились новые названия. На место Ошинских летних юрт поселены служилые татары, которые и стали основателями Туралов.
В составе населения переписаны потомки прибывших в 1635 году переселенцев из Вологды и Нижнего Новгорода. В Ложниковском погосте переписано семь семей Ложниковых, три - Горчаковых, семья Карбаинов с семью сыновьями. В деревне Шадрина записано три семьи Шадриных, три Белозеровых. В деревне Свидерской записан боярский сын Свидерской и трое Зубовых, двое Бражниковых, Поморцевых и Телятниковых. Последней на Оше записана деревня Терехина. В ней значились три семьи Скатовых и три Терентьевых, по одной семье Кубриных, Батуриных и Вязниных.
Перечисленные фамилии и поныне являются наиболее распространенными в селах и городах Омской области. И нынешние однофамильцы вправе считать своими предками выходцев с Вологодчины и Нижнего Новгорода.
(Чертеж Ремизова представлен на рисунке к данной статье)
Развитие хлебопашества
В то давнее время один из царских указов гласил: «землю всем раздавать, чтобы каждый был землепашцем и хлеб не завозить» во вновь заселяемые территории, прилегающие к реке Оша. Поэтому прибывших вологодских и нижегородских крестьян распределили по сотням конных, пеших казаков и казаков «литовского списка» и стрельцов. Поселившиеся у реки Оша, в том числе ложниковцы, попали в сотню «литовского списка». Они были разделены на десятки и пятидесятки. Были назначены десятские и пятидесятники. Атаман сотни размещался в Таре. А с жителями деревень он установил связь оповещения и скорых сборов. Между сборами и походами казаки занимались скотоводством и землепашеством. И несмотря на многие трудности, связанные с военной службой, казаки обживались, росли их семьи. Уже через 16-20 лет наряду с «однопарными семьями» стали появляться «трехпоколенные семьи». Подросшие сыновья заменяли отцов на казачьей службе (эта обязанность передавалась по наследству - примечание издательства). А вышедшие в отставку занимались хозяйственными делами, зачастую добиваясь весьма больших успехов.
Уже в первое десятилетие произошли разделы земельных участков. Определились границы подворных усадеб с паями земли под дворовые постройки, огород, конопляник и овин. Сформировавшиеся деревни определили участки под пастбище. Иногда с возведением поскотин, чтобы вольно пасущийся скот не заходил на посевы. Особо ценили заливные луга. Сенокосы стали делить на паи. При господстве переложной системы земледелия обширные площади увальных еланей захватывались прибывшими и превращались в родовые дачи. Здесь находились посевы, готовились поля для новой распашки и лежали еще невспаханные участки для будущих пашен. За семейными обширными участками закреплялись фамильные названия и позже они переходили по наследству, пока государство не начало проводить землеустроительные обмеры.
При переложном земледелии распаханные поля засевались лет по пять-шесть. А после того, как урожай снижался, полю давали «отдохнуть». Новый участок «запускался в работу» в конце лета. На нем вырубались деревья и кустарник, выжигалась трава. Эти участки назывались «новины». Слово «целина» появилось позже.
Пахали сохами два раза: вдоль и поперек. Этот метод был оправдан в то время. При нем не оставалось дернины наверху. По мере перегорания пластов поле боронили и осенью производили посев ржи. На второй год это же поле засевали пшеницей, на третий - ячменем и овсом, а мелкие участки - просом и гречихой. Обязательно сеяли лен. Но его сеяли обычно на вновь распаханных участках. Ценилась и конопля, волокно которой шло на нитки для сетей, неводов и изготовления веревок.
В летописях конца 17 и начала 18 веков основными посевными культурами признавались рожь, пшеница, овес, ячмень, ярица, просо, семена конопли и льна. На огородах выращивались: горох, редька, морковь, капуста, огурцы, тыква, лук, чеснок, бобы, свекла и даже арбузы.
Специалисты отмечали, что в этот период началось активное землепашество. Хлеба требовалось много. Завозить его издалека было накладно. Однако из-за нехватки рабочих рук посевные площади увеличивались медленно. Вот почему государство пыталось материально заинтересовать переселенцев, выдавая им своего рода «подъемные» и «прогонные».
В первые годы посев был незначителен. Основной хлеб казаки получали от государства. Лишь немногие позже стали обеспечивать себя полностью хлебом. Это были семьи, где подрастали дети, и они вместе с родителями могли обработать значительно больше площадей, чем раньше. Если в семье было два-три сына, то старший, как правило, заменял отца. А младшие оставались «неверстанными» и занимались собственным личным хозяйством, уплачивая в казну налог. Уже с 60-х годов 17 века появляются семьи с посевами по пять десятин озимых и яровых культур. Ошское русскоязычное население имело избыток хлеба, оно активно продавало его в других местах Сибири.
Активно стало развиваться и скотоводство. В материалах, датированных концом 17 века, сообщается: «Лошадей имеют зажиточные до пятнадцати, коров до восьми, овец до пяти, а скудные гораздо менее».
Комментарии
Нет комментариев
Ложниково
Добавлено LPS 16 лет назад
Посмотреть на карте
Популярные точки района
Тара (Материалов: 63)
Екатерининское (Материалов: 36)
Междуречье (Материалов: 27)
Ложниково (Материалов: 23)
Бешметовка (Материалов: 15)
Вставское (Материалов: 8)
Князевка (Материалов: 5)
Самсоново (Материалов: 4)
Бородихино (Материалов: 4)
Калачёвка (Материалов: 3)