Омская школа пилотов. Учебный полк в Любино

Весной 1942 г. в Новолюбино (Любино) был построен аэродром, в этом же году на его базе образовался новый постоянный авиагарнизон - филиал омской авиашколы.

Весной 1942 г. в Новолюбино (Любино) стройучастком УАС НКВД без каких-либо сооружений был построен аэродром, в этом же году на его базе образовался новый постоянный авиагарнизон - филиал омской авиашколы. Основой Любинского  гарнизона, учебный полк в/ч 74356 "И" стал личный состав  Коростеньской авиашколы военных пилотов, прибывший с Украины в Омск летом 1941 г.

Новолюбино - поселок неподалёку от станции Любинская. С 12 марта 1947 года село Новолюбино, и железнодорожная станция были объединены и получили наименование и статус рабочего посёлка Любинский.

На базе школьного интерната с достройкой землянок силами МТО школы и личного состава в 1942 г. на северо-восточной окраине села, на месте нынешней улицы Строителей и автозаправки возник военный городок закрытого типа. Постоянный состав гарнизона размещался на квартирах в поселке, переменный состав находился в двух землянках, построенных силами школы, как и землянка - столовая. Здесь же располагались все административные и хозяйственные постройки, службы полка и командование. Напротив штаба полка - современного здания ДОСААФ, через дорогу находилась охраняемая стоянка самолетов. Всего самолетов базировалось около 50. Неподалеку находился стадион и электростанция с прилегающим к нему аэродромом №1.

В полетных документах курсанта Скибо Григория Пантелеевича в кроках записана легенда аэродрома №1: "Площадь ровная с травяным покровом. Грунт твердый, дороги проходимые через аэродром, не являются препятствием. Подходы хорошие. Затруднено с южной и юго-восточной стороны".

Крокии - чертёж участка местности, выполненный глазомерной съёмкой, с обозначенными важнейшими объектами. Как базовый для кроки может быть взят аэрофотоснимок или топографическая карта, на которые наносятся важные ориентиры, а на полях карты — рисунки этих ориентиров. Поясняющие дополнительные данные, которые нельзя изобразить графически, записываются в «легенду» на полях или обороте чертежа.

Полетные зоны для выполнения учебных заданий аэродрома №1 располагались с центрами в: №1 - д. Масляновка, №2 - д. Новая Заря, №3 - д. Рожково, №4 - д. Новые поля, №5 - д. Протопоповка. Примечание: Консервный завод - запретная зона (см. фото).

Аэродром №2, располагался на полях Северо-Любинского совхоза, площадью около 300 га, между деревнями Барсуковка и Матюшино. Легенда в кроках: "Аэродром №2 северо-восточнее Любино в 9 км западнее большака Любино - Консервный завод. Летное поле представляет собой ровную площадь с травяным покровом, понижающуюся на юг. Подходы со всех сторон хорошие. В северной и южной частях аэродром оканчивается наличием кустов и стогов соломы. Посадочные площадки благоприятны во всех направлениях".

Полетные зоны аэродрома №2 с центрами в: зона №1 - д. Сергеевка, №2 - д. Казанка, №3 - у Красного Яра, №4 - д. Любино-Малороссы.          

Курсанты летали круглый год, на самолетах Р5, СБ, ПЕ-2. В составе полка 3 эскадрильи: - первая учебная, на двухместных, самолетах СБ и Р5. (На один самолет 12-13 курсантов); - вторая - на самолетах СБ; - третья - на самолетах ПЕ-2.        

В конце 1942 г был сформирован полк на самолетах Р5 и отправлен на фронт. На обучение на самолетах ПЕ2 перешли с конца 1942 г. Свои первые полеты здесь совершил Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель Иван Ведерников.         

Из дневника Ведерникова Ивана Корнеевича бывшего курсанта авиашколы: (Дневник полностью: http://planetavvs.ru/sokol-rossii/isptateli/vedernikov-ivan-korneevitch.html)

"1943 год

…25 января. Живу с 28/ХП в Любинском гарнизоне – это в 40 км от Омска на северо-запад. Живем также в землянке, которую сами же и выстроили. Мне работать на постройке нового местожительства не пришлось. В тот день, когда наш отряд уезжал работать из Калачёва, я был болен. Болел я почти половину месяца, а начал болеть 6 ноября. Жизненные условия здесь в Любино немножко лучше. Землянка оборудована лучше. Выстланы полы, спим на кроватях. В столовой, нами же выстроенной, тоже холодно. В наряд ходим через 3 дня на 4-й. Занимаемся теорией.      

В октябре нам выпало счастье полетать на самолете P-5. Я сделал 2 полёта строго и 7 по кругу, 3 из которых, самостоятельных. Настроение – будничное. Здоровье – так себе. Время проходит медленно и томительно. Мой товарищ Яков Васильев отчислен из школы за отказ от работы и недисциплинированность. Яков глубоко и явно не прав в своих поступках, но томленье этой жизни формальностью, муштровкой - фактически бездельем мне тоже надоели без конца.

11 мая. Живу я по-прежнему. Всё нормально. Мне присвоили звание ефрейтора – как для смеху! Скоро должны быть полёты. Мой праздник – провёл сравнительно хорошо. Климат резко континентальный.

25 августа. Живу по-прежнему в этом же гарнизоне Любино. Со дня на день ожидаем горючего, чтобы начать полёты на СБ. Р-5 я окончил ещё раз в июне месяце. С нетерпением ждём горючего. Сегодня из нашей эскадрильи уехали люди последнего отделения бывшего первого отряда. Теперь наша очередь. Эх, скорей бы! Моя жизнь не очень весёлая.

19 и 20 августа сгружали из баржи дрова для школы. Так, как в эти дни, я ни разу в жизни не выбился из сил. Несколько раз ходили на работу на подсобное хозяйство, а скоро наверно придётся рыть картошку. Сейчас я сижу на занятиях в самолётном классе нашего бедного, тесного УЛО (учебно-летный отдел). Вчера целый день занимались БУП (боевой устав пехоты?).

10 ноября. Итак. Наконец я окончил практику на самолете СБ. 19 октября сдал зачёт, а 27 – пешком прибыл в Марьяновку, где нахожусь и сегодня…"            

В составе Коростеньской военной авиационной школы был опытный инструктор Филимонов Виктор Николаевич, известный впоследствии деятель ВВС, он готовил летчиков до конца войны на СБ, УТБ и Пе2. Неоднократно ему приходилось перегонять самолеты для училища по дальним маршрутам (от Улан-Удэ до Шяуляя). Зимой 1942 года 10 экипажей училища перегоняли самолеты Пе2 из Иркутска в Омск. На промежуточной посадке на станции Зима случилось непредвиденное - в местном магазине оказался огромный выбор вин, ликеров и коньяков, оказавшихся здесь случайно, так как из-за начала войны несколько железнодорожных вагонов с марочным спиртным «застряли» в этой глуши. Наутро пять погулявших экипажей были отстранены от дальнейшего полета «по состоянию здоровья», к тому же по маршруту резко ухудшилась погода. Остальные взлетели и взяли курс на Красноярск, но в пункт назначения из них не прилетел никто, четыре экипажа разбились и погибли. На самолете  В.Н.Филимонова  над Енисеем остановился один двигатель, и над городом - второй. Самолет рухнул на безлюдный в тот момент красноярский городской рынок, летчик вместе со штурманом Андриановым остались живы, хотя и сильно побились. Пять экипажей, задержанные на станции Зима перелетели без происшествий, на следующий день при отличной погоде…

После войны Виктор Николаевич служил командиром авиаэскадрильи, помощником  командира по летной подготовке, заместителем командира учебного авиа полка в Омском ВАУЛ. С декабря 1966 по декабрь 1970 г. - начальник Барнаульского ВВАУЛ. Создание Барнаульского ВВАУЛ Виктор Николаевич считал главным делом своей жизни, вложив в него весь свой богатый опыт подготовки военных летчиков.        

Мне довелось в 2014 г. пообщаться в Любино с живым свидетелем, авиамехаником полка Талгатом Иксановичем (Анатолием Ивановичем) Ибрагимовым. Он вспоминает:

" В Любино попал после окончания войны в 1946 г. Здесь был порядок, землянок не было, были домики, казарма была в одном из них. Закрепили за старшим механиком в качестве моториста, так проработал 4 года. Работали на ПЕ-2, потом перешли на ЯК-18 и ИЛ-28, реактивный 2-х моторный. За самолетом было закреплено по одному механику и мотористу. Двигатели были с водяным охлаждением, антифриз не давали, поэтому зимой по утрам масло и воду приходилось разогревать в гончарках - небольших котлах на санях с двумя отсеками для масла и воды. Одной гончарки хватало на три самолета.        

На полеты с аэродрома №2 в Северо - Любинском совхозе  курсанты ехали на машине. ВПП не было, просто поле. Там был хуторок - Казачий стан, где жила одна казахская семья, они хранили оборудование для полетов. Вечером возвращались в полк и шли в столовую.        

Весной, когда появлялись проталины, у самолетов при движении по полосе поднималась хвостовая часть, чтобы добраться до укатанного снега на хвост садились два курсанта - по одному с каждой стороны и самолет  потихоньку рулил. Был случай, когда один курсант зазевался, летчик этого не понял и пошел на взлет. Руководитель полетов увидел человека на плоскости, сообщил пилоту, тот потихоньку развернулся и сел. На поле самолет ждали машины скорой и пожарной помощи, но курсант, как только самолет сел, спрыгнул, и бежать…, никто догнать не мог. Все обошлось, даже не поморозился, мышцы потом долго отходили от напряжения.        

После окончания боевых действий много устаревших самолетов согнали в Любино. Хрущев, пролетая на Дальний Восток приказал все самолеты облетать. Потом этот приказ отменили.        

В апреле 1946 г. пришел приказ подготовить два бомбардировщика и лететь в Новосибирскую область бомбить заторы на реках. Рядом были угольные шахты и существовала угроза их затопления. Выбрали два самых лучших самолета СБ из всего порта, откатили в сторону, подготовили к полету. 1 Мая праздновали в Омске, вдруг прибегает посыльный - срочно вылетать. На самолете перелетели в Любино, загрузились бомбами и полетели. 2 самолета, 2 пилота, 2 штурмана, 2 стрелка-радиста и 2 механика. Весь городок собрался проводить. Прилетели в Новосибирское училище, встали на довольствие. В день делали по 2 вылета, 8 мая один, последний. Прилетели домой, там ждала новость - самолеты, бывшие на хранении сняты с вооружения и отправляются в утиль.        

В начале 50-х в жизни училища наступили перемены. Произошел переход на новый штат. Был сформирован 717 полк на учебных самолетах с базой на аэродроме Омск - центральный, в т.ч. и гарнизон в Любино (командир полка полковник Защеренский).        

В сентябре 1956 г. командир построил полк и зачитал приказ о сокращении части и демобилизации. Командира назначили начальником училища. С ним улетели учебные самолеты и часть личного состава. В ходе реформы вооруженных сил в 1960 году училище было расформировано. Большая часть самолетов Ил-28 была разрезана на металлолом, а меньшая передана в другие соединения        

В 1961 году решением исполкома Любинского Совета депутатов здание бывшей воинской части (аэродромной) передали районной организации ДОСААФ. В нем организация находится, и по сей день – р.п. Любинский, ул. Строителей, 7. Взлетно-посадочная полоса постепенно застраивалась и теперь уже ничего не напоминает о тех грозных годах, кроме памятной доски на стене бывшего штаба полка.      

В процессе учебы случались катастрофы, гибли люди. Известны фамилии 11 погибших курсантов. В 2010 г. по инициативе Т.И. Ибрагимова им установлен памятник на Любинском кладбище на собранные жителями средства.              

"В Омской области открыт памятник погибшим летчикам. В поселке Любино, Омская область, сегодня, 22 июня, открыт памятник 12 курсантам 717-го учебного бомбардировочного полка, погибшим в годы войны при выполнении тренировочных полетов", как сообщает Итар-Тасс. " В Любино в 1941-1945 годах для фронта были подготовлены сотни летчиков. 22 июня, в День памяти и скорби, на местном кладбище установлен гранитный обелиск. На черном граните высечены имена 12 пилотов. Это были военные из разных концов Советского Союза, они летали на учебно-тренировочных, многоцелевых разведчиках-штурмовиках Р-5, пикирующих бомбардировщиках Пе-2. Все двенадцать в разное время погибли в окрестностях Любино при выполнении учебных заданий. По словам заместителя главы администрации Любинского района Екатерины Кириенко, местные краеведы продолжают работу над установлением всех сведений о погибших курсантах бомбардировочного полка, ищут их родственников. "Это важно не только для родных, но и для нас, наших детей и внуков", - сказала госпожа Кириенко".

Источник: Итар-Тасс 22.06.2010 13:28  


Комментарии

Нет комментариев

 Любинский

Добавлено DESa 16 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

Любино-Малороссы (Материалов: 19)

Политотдел (Материалов: 12)

Любинский (Материалов: 5)

Красный Яр (Материалов: 3)

Боголюбовка (Материалов: 1)

Новоархангелка (Материалов: 1)

Новокиевка (Материалов: 1)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: dexter22

1 комментарий | Автор: Golub

3 комментария | Автор: AAP

3 комментария | Автор: LPS

0 комментариев | Автор: milenia

 

Омск - создание сайтов