Государственный авиационный завод № 13

Государственный авиационный завод № 13

Становление Омского авиапрома в начале 1920-х 

На завершающем этапе гражданской войны все действующие авиационные заводы на территории страны декретом от 28 июня 1918 г. были объявлены собственностью государства. Для объединения авиапромышленности и управления ею было основано Главное управление авиационной промышленности (Главкоавиа).

В ноябре 1920 г. в Омске, на фабрике веялок "Энергия ", хозяин которой ушел вместе с отступающими колчаковскими войсками, появляется Авиационный отдел для организации авиазавода, под руководством представителя Главкоавиа в Сибири Михаила Ивановича Попова. Об этом человеке стоит упомянуть отдельно.

Михаил Иванович Попов – талантливый русский авиаконструктор-самоучка. Сведений о нем сохранилось мало. Родился в 1894 г. С 1912 г. студент-технолог Томского имени Императора Николая II технологического института. На последнем курсе "заболел" авиацией. Не найдя поддержки и соратников в Томске, плюнув на уже практически полученный диплом, Попов уехал осенью 1916 года в Ново-Николаевск. Там ему удалось получить деньги у нескольких купцов "под аэропланы". Вскладчину получались по затратам сущие пустяки, а перспективы прибылей в случае получения военных заказов "предприятие" Попова сулило немалые. Купцы умели считать деньги, а студент-технолог - необходимые "составляющие" для осуществления проекта. Взяв деньги на один самолет, он на самом деле, в кратчайшие сроки закупил все нужное на два. Строительство полным ходом началось уже в декабре 1916 г. В марте 1917 г. состоялся полет первого сибирского самолета, второй был достроен и поднялся в небо в октябре 1917 г. Загадка, как удалось Попову сохранить свои самолеты до 1919 г. и в самом конце того года вывезти их в Москву. "Сибирские"  самолеты использовались в качестве учебных (то есть - самых простых в управлении и надежных) в Московской школе красвоенлетов (красных военных летчиков), в течение почти пяти лет. Самолеты Попова были в значительной степени собраны из частей других серийных самолетов, но по качествам превосходили исходные образцы.

В конце 1920 г. – начале 1921 г. в Омск начинает поступать оборудование. Судя по описям в документах завода, основой материальной базы стало переданное: "Воздухимущество 2-го воздухоплавательного парка Рабоче-крестьянского Военно-Воздушного флота". Все инвентаризационные описи датируются 1.01.1919 г.

К концу 1920 г. после реорганизации, объединений, разделения по специализациям всем 16 заводам Главкоавиа была присвоена специальная нумерация. Небольшой авиазавод, организованный  в Омске, единственный за Уралом, получил официальное название «Государственный авиационный завод № 13» (ГАЗ №13). В сентябре 1921 г. в название завода добавляется слово «опытный».

Становление предприятия проходит труднейших условиях. Отсутствуют материалы, оборудование, нет топлива для обогрева, нет моторного топлива. Необходимые запасные части приходят по железной дорога из Петрограда, эксплуатационные материалы получают с пятой авиабазы в Омске. Тематику работ можно оценить по "Делу заказов госавиазавода в Омске":

Заказ № 1 Учебный самолет МП 6

Заказ № 2 Учебный самолет МП бис  (МП 6 бис?)

Заказ № 3 Учебный самолет МП 11

Заказ № 4 Учебный самолет МП 9

Заказ № 5 Глиссер Бр П 4

Заказ № 6 Учебный самолет МП 11 бис

Заказ № 7 Хозяйственный

Заказ № 8 Строительный

Заказ № 9 Самолет МП 12.

На 22.09.1921 г. сотрудников ГАЗ №13 по списку - 30 человек, 3.02.1922 г. всего 16.

С начала 1922 г. проходит очередная реорганизация авиазаводов, часть из них ликвидируется, объединяется с другими предприятиями, меняет специализацию. ГАЗ № 13 решено объединить с пятой авиабазой и передать в подчинение (Правления фабрично-заводскими предприятиями Военно-воздушного флота) - «Промвоздух», присвоив новому предприятию наименование: "Ремвоздухзавод № 7".

8 мая 1922 г. приходит долгожданное распоряжение из Москвы о предоставлении самолета для испытаний. И уже 16 мая самолет и оборудование грузят на три платформы и в один крытый вагон и вместе с обсуживающим персоналом следуют в Москву. (Попов видимо спасает и все свои наработки, и задел на следующие самолеты.)

Испытания успешно проходят в июне - июле 1922 г.

На этом история первенца омского авиастроения - Государственного авиационного завода № 13, где был построен всего один самолет, заканчивается, как и жизнь его создателя, основателя и управляющего Попова Михаила Ивановича. В ноябре 1922 г., в возрасте 27 лет, он умирает, заболев тифом.

* Удалось найти личные документы, фотографии М.И. Попова, его самолетов, на негативах хранящиеся в Воронежском краеведческом музее. Получить с них изображения по техническим причинам, пока невозможно.

Подробнее на: http://wlodzimiz.livejournal.com/


Комментарии

Нет комментариев

 Омск

Добавлено derim 16 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки района

Омск (Материалов: 357)

Лузино (Материалов: 34)

Ачаирский монастырь (Материалов: 30)

Троицкое (Материалов: 23)

Чернолучье (Материалов: 17)

Красноярка (Материалов: 17)

Подгородка (Материалов: 11)

Крутая горка (Материалов: 10)

Калинино (Материалов: 4)

Ачаир (Материалов: 3)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: goosa

0 комментариев | Автор: AAP

0 комментариев | Автор: Lissa

1 комментарий | Автор: lopatin

0 комментариев | Автор: gemina23

 

Омск - создание сайтов