Сыропятка
На двадцать первом листе «Чертёжной книги Сибири», там где Омь впадает в Иртыш, стоит надпись: «Пристойно быть городу»... Карту эту составил в 17 веке первый сибирский учёный-историк Семён Ульянович Ремезов. Но Омская крепость возникла гораздо позднее - в 1716 году. А в 1768-м году 18 века, когда строилась новая Омская крепость, жившие гам ранее крестьяне были переселены в деревни. Эти крестьяне и положили начало заселению берегов реки Оми, ими было основано 11 деревень: Игнатьева. Юрьева. Куликова, Сыропятская, Нижне-Омская и другие.
В материалах Омского областного архива о жителях деревни была сделана запись: «Вновь заселённая деревня, 1-я Сыропятская, поселившиеся в ней крестьяне из Омской крепости». А название с. Сыропятское значится в Российском Атласе с 1792 года (По данным Омского областного архива). Позднее в нескольких километрах от села был учреждён разъезд на железной дороге, который был тоже назван Сыропятским, а ближайшая ж/д станция Кормиловка в 15 км от села.
Существуют две версии происхождения названия села. По первой версии, описанной Б. Гвоздевым, значится, что несколько семей переселенцев шли по правому берегу Оми к ранее выбранному месту, чтобы основать деревню. На их пути оказался лог Сыропять, залитый водой. Когда они его переходили, кто-то сказал в шутку: «Теперь мы - мокропятые-сыропятые». И деревню назвали Сыропяткая, а по-уличному Сыропятка. Этот лог сохранился и по сей день. Когда Омка была полноводнее, в него весной заходила рыба.
В архиве есть и другая версия: деревня названа по фамилии первого переселенца Сыропятова, который и основал её. Точных сведений о зарождении села в архиве нет, но известно, что заселение Сыропятского связано с именами крестьян - Аксёнова Андрея Яковлевича и Оконешникова Ивана Максимовича. Почти до конца 19 века все жители Сыропятского - коренные сибиряки, и, только начиная с 1897 года, в село стали приезжать по так называемым «приёмным приговорам» добровольные переселенцы из России (Орловской, Рязанской и других губерний.
Из воспоминаний Урусовой Зинаиды Ивановны (в девичестве Плёхова, ныне покойная): «Мои родители, дедушка и бабушки переехали в Сибирь в 1899 году из Рязанской губернии. Остановились сначала в Сыропятке. Но им не понравился характер местных жителей, и они позднее переселились в образовавшуюся деревню Дубровку».
Из воспоминаний Воробьёвой Екатерины Васильевны: «Мои дедушка и бабушка приехали в Сибирь из Орловской губернии в поисках лучшей жизни. Дедушка говорил, что привлекла их Сибирь богатством своих земель. Я родилась уже в Сибири, в селе Александровка, а затем мы переехали в Сыропятку».
Приезжали в Сибирь переселенцы и в начале 20 века. У нас семьи Чернышева И.М., Головко И.В. и другие. Из старожилов в с. Сыропятском сохранились потомки семей Аксёновых, Гребенщиковых, Васюковых. Мичуриных и другие. По своему характеру сыропятцы отличались грубостью, неуживчивостью, семейными скандалами.
Река Омь разделила село на две части. Образование его относится примерно к 1764-66 годам Тюкалинского уезда, Сыропятской волости. Сыропятский приход хоть и считали старожильческим, но коренными старожильческими поселениями были только само Сыропятское и Борки. А до этого времени все селения прихода находились в ведении церквей градо-Омских. Село Сыропятское и деревня Корниловка отходили к Пророко-Ильинской церкви, а Борки Соборо-Вознесенской. В процессе земледельческого освоения края проводились различные преобразования и реформы. Первоначально Сыропятка, Юрьево и другие деревни по Оми управлялись из Омской крепости.
В 1782 году с созданием Омского уезда в его состав входит Сыропятская волость, простирающаяся от пригородных деревень до Кабаньей и Крутолучинской. С ростом населения и образованием новых деревень из Сыропятской волости выделяется Куликовская, а позже Юрьевская и Иконниковская.
Церковь была заложена 30 июля 1865 года, а действовать стала с 1869 года. Была она небольшой, малопривлекательной, обнесена деревянной оградой. Напоминала больше часовню. За ней было закреплено 102 десятины усадебной, пахотной и сенокосной земли, которую она отдавала в аренду прихожанам по три рубля за десятину сроком на один год. Жалование священнику платили 400 рублей в год, псаломщику - 125 рублей. За преподавание в училище закона Божия священник получал 60 рублей в год. Других доходов приход не имел. Особой религиозностью сыропятцы не отличались. Молились и поддерживали храм в основном поселенцы. Отмечали в Сыропятском религиозные праздники с богослужением. Праздновались Покров, Пасха, Рождество и другие. Шумно и долго праздновался Покров, а на Пасху организовывалось хождение со святыми иконами.
С 1914 года с. Сыропятское разделилось на два самостоятельных общества со своими сельскими управами - правобережной и левобережной. Эти названия остались до сегодняшнего дня. Сыропятская волость была разделена Кормиловскую и Густафьевскую (Богословскую). Центр Кормиловской волости перенесен в посёлок Станционно-Богдановское. Сюда же была переведена сельская больничка из Сыропятки. В Сыропятском приходе было три кирпичных и два гончарных завода, несколько ветряных мельниц, различные лавки маслодельные заводы (их прихожане называли молоканки) (винная и пять мелочных), хлебозаготовительный завод, приемный покой с врачом и фельдшером. Был ветеринарный врач. Кроме этого, в приходе было три училища, бесплатная народная читальня, которой заведовал учитель. Был также школьный хор, управляемый псаломщиком. Книг в читальне было много, и грамотные жители с удовольствием её посещали.
Не отмечается наличие в селе базаров и ярмарок. Так как через село проходил Сибирский тракт, многие жители занимались ямщиной и извозом и сообщение с г. Омском осуществлялось на лошадях по тракту, а зимой по Оми. Стоило это 2-3 рубля, по железной дороге почти столько же. Корреспонденция простая и денежная получалась и сдавалась в Сыропятское волостное правление. Сибирский тракт с проведением железной дороги был упразднен.
В 1791 году часть крестьян из села решила переселиться на озеро Чаны. Об этом в архиве сохранилась запись: «О переселении крестьян из Сыропятской волости, деревни Сыропятки и Зотино». Дело слушалось казённой палатой. Сыропятцы основали деревню Чебаклинскую.
Река Омь была очень полноводной, служила основным источником питьевой воды. Вода в ней тёмная, потому что она вытекает из Васюганских болот. Моя пробабушка говорит, что в Сыропятке никогда не было колодцев, не копали их и раньше. В 1900-1901 годах река пересыхала совершенно.
1900 год особенно был неурожайным не только в с. Сыропятском, но и во всем Тюкалинском уезде. Хлеб сгорел начисто. Все поля, стоявшие весной зелёными, представляли серую пыльную площадь. Травы тоже выгорели, по голой, спалённой солнцем земле бродил тощий домашний скот. Почти всё лето прихожане Сыропятской церкви служили молебны о ниспослании дождя. Особенно отразился неурожай на переселенцах, ещё не успевших укрепиться в Сибири. Они толпами осаждали волостное правление, прося продовольственной ссуды. В этом году многие зажиточные крестьяне сравнялись с бедными. Деревенская жизнь стала другой: улицы опустели, песни и пляски смолкли. В реке ловили рыбу, ловят и в наши дни, но интересен тот факт, что на берегу практически нет лодок ни в наше время, ни раньше не было, что являлось обязательным для жителей, живущих на реке. Может, причина в том, что Омка - река быстрая, в ней много воронок. Но катера в начале 20-го века ходили до Нижней Омки. Река была судоходной. Ловили рыбу несколько семей, ставя ловушки (морды), в них попадалась нельма, язь. стерлядь и другая рыба.
Благодаря обилию пахотной земли и сенокосных угодий, население занималось хлебопашеством и скотоводством, причём и богатые, и бедные. У бедняка земли было от одной до трёх десятин, а у зажиточных до 40-70 десятин. В большом количестве имели рабочий скот и овец, в меньшем - молочный, так как вблизи села мало удобных мест для выпаса. Поэтому молочное хозяйство было развито слабо и каждый раз терпели убытки.
Беден был приход и очень необходимыми мастеровыми людьми. Мало было портных, сапожников, кузнецов и плотников. В состав Сыропятского прихода, кроме самого села с населением 771 человек мужского пола и восьмисот двадцати трех женщин, входили расположенные вверх по течению Оми деревни Корниловка (677 жителей), Борки (541 житель), Щетинино (уличное название Чупахино) и посёлок Александровский (уличное название Рязановка). Таким образом, в приходе Сыропятском населения мужского пола было 1967 человек, женского - 2073, т.е. всего 4040 душ, зарегистрированных по духовным росписям.
Война 1914 года задержала развитие села. Большинство трудоспособных мужчин было призвано на военную службу. Стали сокращаться посевные площади и поголовье скота. Во время гражданской войны 16 ноября 1919 года произошёл бой между красными и белыми войсками. Этот бой перешёл в уличный. Погибло много и красных, и белых. Командовал знаменитой 5-ой Армией М.Н. Тухачевский. Около разъезда Сыропятского, сосредоточили три полка и артиллерию. Красные полки, переправившись через Иртыш в районе сел Красноярки и Ново-Троицкого, форсированным маршем двинулись на юг, чтобы перекрыть железную дорогу. На Оми, около Сыропятского лога красные столкнулись с упорным сопротивлением белых. Завязался бой, который получил название Сыропятского. Белые с позиций были выбиты, и красные вышли к железной дороге, отрезав эшелоны белых, отступавших из Омска. В пяти километрах от села, на лесной поляне, есть братская могила в виде пятиконечной звезды. По её лучам посажены берёзки. В 1989 году там был установлен памятный знак.
После гражданской войны, в 30-е годы, в Сибири началась коллективизация. В селе был образован колхоз. До 30-х годов клуба в Сыропятке не было, молодежь ходила на левый берег. В 1932 году раскулачили Зазулина И.С., а его дом отдали под клуб. Завклубом был Воронков Анатолий Степанович. Затем он был перенесён в другое здание. Киномеханики были разъездные. Был хороший драмкружок. В 1965 году был построен новый клуб на берегу озера. В клубе была организована художественная самодеятельность, много выступали в других селах. И до сегодняшнего дня село Сыропятское славится своими талантами.
В годы Великой Отечественной войны мужчины нашего села ушли на фронт, в их числе был и мой прадедушка Васюков Михаил Ефимович. Из двухсот восьмидесяти шести мужчин, призванных по Сыропятскому Сельскому совету, 181 погиб на фронте, пятеро пропали без вести. Дедушка Михаил, к счастью, остался жив. Сейчас ему 85 лет. Он рассказывает нам о своей фронтовой жизни, хотя не очень любит это вспоминать.
Из воспоминаний моей прабабушки Савченко Екатерины Дмитриевны: «Всё трудоспособное население, включая стариков и подростков, стало работать на победу. Мне было тогда 11 лет. Отец и старшие братья были на фронте. А мы помогали взрослым: собирали колоски, заготавливали сено, убирали картофель, овощи, вязали носки, рукавицы, и матери отправляли эти посылки на фронт. Потом стали приходить похоронки. Работали от темна дотемна. Было голодно. Но мы понимали, что нашим отцам, братьям, ещё труднее. Там пули, снаряды, гам смерть. А Евдокия Егоровна Планкова возглавила тракторную бригаду из женщин. Там же работали и мальчишки 13-14 лет. На плечи женщин села Планковой Е. Е., Зуевой К.П., Гребенщиковой Т.П., Мельчуковой А.А., Васюковой А.И., Ковальчук М.И. и многих других легла основная тяжесть всей работы в селе».
Погибшим воинам с их именами в селе воздвигнут белый мраморный памятник женщине-матери, где ежегодно проводятся 9 мая митинги. В нашем краеведческом музее есть альбомы, фотографии, рассказывающие об истории села, ветеранах Великой Отечественной войны. Этот материал нужно свято беречь, чтобы передать последующим поколениям.
Работая в краеведческом музее, я нашла материал о совхозе «Правда», который был образован на базе отделения совхоза «Алексеевский» в декабре 1972 года. До этого в селе была только одна длинная улица Береговая и две небольших - Банная и Зелёновка. За 10-13 лет в совхозе были построены дома, восьмилетняя школа, трёхэтажные дома, средняя школа, Дом Культуры, детский сад и многое другое.
Предоставленно Кормиловским музеем.
Комментарии
Нет комментариев
Сыропятское
Добавлено Omishsh 14 лет назад
Посмотреть на карте
Популярные точки района
Кормиловка (Материалов: 40)
Георгиевка (Материалов: 7)
Юрьево (Материалов: 4)
Борки (Материалов: 3)
Зотино (Материалов: 2)
Некрасовка (Материалов: 1)
Немировка (Материалов: 1)
Михаиловка (Материалов: 1)
Алексеевка (Материалов: 1)
2-я Фоминовка (Материалов: 1)