Семейно-бытовая обрядность татар
В нашем районе живут люди разных национальностей: русские, татары, эстонцы, украинцы, белорусы. Первыми поселились на наших землях жители деревни Юрт-Уйск.
Эта деревня – первое поселение в Седельниковском районе. Она возникла в 1654 году. Жители деревни Юрт-Уйск считают себя потомками бухарских татар.
В этой деревне живут люди, которые чтут традиции предков, сохраняют язык своего народа. Я кратко расскажу об обрядах татар, которые сохранились в Седельниковском районе, Омской области. Все таинства, связанные с рождением ребёнка, с проводами человека в последний путь совершал Тимомеев Мансур Мухамедович. Родился он в 1929 году. Его в деревне называли муллой. Мансур Мухамедович называл себя самоучкой. Никто его не учил совершать обряды, он занимался самообразованием. В свободную минуту читал Коран, заучивал молитвы. Брал с собой священную книгу в поле, когда пас скот. Люди ему поверили и стали обращаться с просьбами. Раньше в округе мечетей не было. В настоящее время у нас в районе также нет мечети, и в город Тару, где находится ближайшая мечеть, не у всех есть возможность поехать. Буквально до последнего времени обращались к Тимомееву Мансуру Мухамедовичу с просьбами. Он был частый гость на крестинах, свадьбах и похоронах. Тимомеев Мансур Мухамедович ушёл из жизни 13 декабря 2009 года.
Сохранился в деревне Юрт-Уйск до настоящего времени обряд наречения именем. Имя младенцу даёт мулла. В настоящее время муллу приглашают в дом, где родился ребёнок. Мулла читает молитву. Имя выбирается не случайно, а по священной книге. Мулла сначала в левое ухо ребёнка шепчет отчество ребёнка, а потом имя самого ребёнка - в правое ухо.
Некоторые элементы свадебного обряда сохраняются в настоящее время. Когда идут в сваты, приглашают муллу. Он совершает обряд, читает молитвы.
Примерно через две недели проходит никах в доме невесты. Родственники жениха и невесты готовят богатое застолье. Приглашают муллу, который совершает следующий обряд: садит жениха и невесту перед собой на стулья, на которые кладутся подушки. Мулла читает молитву из корана. Суть её заключается в том, что он даёт напутствие молодым. Наставляет их, чтобы они жили в согласии, уважали друг друга и родителей. Затем он спрашивает у невесты, согласна ли она выйти замуж. А потом обращается к жениху с подобным вопросом. Жених и невеста должны повторить слова молитвы. Далее мулла благословляет молодых и объявляет их мужем и женой. Только после такого обряда молодые могут жить вместе. На никах жених приходит с платком и расчёской для невесты. Родственники невесты заранее готовят сладкий напиток, состоящий из сахара и воды. В заключение этого обряда каждому из присутствующих дают по два глотка сладкого напитка, и каждый из гостей должен поцеловать край платка, который принёс жених для невесты. Затем жених дарит невесте платок, которым она повязывает голову. После этого таинства проходит свадьба. Мы записали воспоминание Каримовой Мусаяны Салиховны о дне её свадьбы. Поженились они с мужем в далёкие шестидесятые годы 20 века. Мусаяна Салиховна вспоминает, что на своей свадьбе она бала одета в юбке и белой кофте. Ей предлагали сшить платье из жёлтого цветного материала, но он ей не понравился. А вообще и в то время невеста должна была быть одета в белое платье. Со своим женихом они были знакомы, женились по любви. Сваты проходили согласно традиции. О свадьбе она рассказывает следующее. Свадьба игралась одновременно в доме жениха и невесты. Родственники жениха гуляли в доме его родителей, а родственники невесты – в доме родителей невесты. После застолья жених пришёл ночевать в дом невесты. Утром мулла проводил молодых в дом родителей жениха. Он совершил обряд, прочитал нужную молитву. Несколько родственников невесты её сопровождали. Когда приехали в дом жениха, невесту гостям не показали. Её поместили за приготовленную ширму. Родственники жениха должны были подарить подарки, чтобы посмотреть на новобрачную. Невесту за стол не сажали. Мусаяна Салиховна вспоминает: “Гости разошлись, а я с другими женщинами занялась уборкой”.
В настоящее время смешанные браки в деревне Юрт-Уйск единичны. В деревне Юрт-Уйск живёт только татарское население.
Сохранился обряд, когда невеста заходит в дом жениха, на первых ступеньках крыльца молодых осыпают мелкими деньгами или конфетами. Дети затем эти монетки или конфеты собирают. Жених и невеста переступают порог через матерчатую верёвочку, которая перерывается под их ногами. Раньше за невесту жених обязательно должен был заплатить калым. В настоящее время этот обычай не соблюдается.
Погребальный обряд проводится строго в мусульманских традициях. Сохранился в деревне Юрт-Уйск похоронный обряд в следующем виде. Когда умирает человек, для него шьют специальную белую одежду в виде большого мешка. Хоронят умершего до заката, как правило в 15. 00. Усопшего хоронят в тот же день, когда он умер. Иногда покойника оставляют на ночь, когда ждут приезда родных людей. В деревне есть специальный ящик, в котором несут тело покойного на кладбище. Этот ящик хранится на кладбище. Покойного всегда несут мужчины. Женщинам разрешается дойти только до ограды кладбища, на территорию которого им входить запрещено. Тело покойного опускают в могилу на руках. Могилы копают глубокие, их высота равна росту человека. Четверо мужчин внизу могилы принимают тело и кладут его полубоком, чтобы голова была повёрнута на юг. На дно могилы и в могилу ничего больше не кладут. Поминать покойного в этот день не принято. На третий день проходит хатым. Мулла читает молитву на покойного от имени родственника. За стол садятся только мужчины. Поминальная еда – это домашняя выпечка и обязательно домашняя лапша. Спиртное на поминках употреблять не разрешается. В настоящее время этот порядок строго соблюдается. После прочтения молитвы родственники покойного раздают милостыню, затем приступают к еде. После принятия пищи мулла вновь читает молитву, после которой мужчины расходятся по домам. За освящённый муллой стол садятся женщины и дети. Затем поминают усопшего на 7 и 40-й день. Ни в какие дни больше умерших не поминают. В течение года люди только один раз могут посетить кладбище, чтобы привести могилы в порядок. Никаких надгробий раньше на могилах не было. Но в настоящее время некоторые люди помещают надгробия в виде плиты с полумесяцем, на которой указана фамилия умершего человека, фотография, данные о рождении и смерти.
Можно сделать вывод, что не все обряды сохранились в Седельниковском районе. Но всё же, люди стремятся жить согласно тем традициям и вере, которые завещали им предки.
проезжали мимо
вода там вкусная до боли