Чем не чудо - Чудская гора?
Самым выдающимся археологическим памятникам Знаменского района, конечно же, является Чудская гора. О ней знает каждый житель района, даже бесконечно далекий от археологии. Ее неоднократно раскапывали ученые из Москвы и Омска. Взрослые и школьники. Кандидат исторических наук научный сотрудник Т. Потемкина, которая проводила археологические исследования в Знаменском районе, ярко и доходчиво рассказала об археологических находках на Чудской горе.
В нескольких километрах к северу от села Знаменское возвышается живописная гора, господствующая над всей поймой Иртыша. С незапамятных времен, по-видимому, еще со времени прихода в эти края первых русских поселенцев, гора называется "Чудской". По всей Сибири "Чудскими", "Чудаки" называются обычно места, где сохранились следы пребывания людей, живших в этих краях еще до прихода русских (это название связано вероятнее всего со словом "чудь", которым еще в древнерусских летописях называли угро-финские народы, жившие к северо-востоку от русских земель).
Разные легенды рассказывают о Чудской горе старожилы: и о спрятанных в ее высоких склонах кладах, и о загадочных людях, которые в годину опасности, якобы погреблг себя в землянках, в которых жили. Мало правдоподобного в этих рассказах, но все они, несомненно, являются отголосками событий седой старины.
Факт обитания на Чудской горе человека устанавливается при первом знакомстве: по достаточно хорошо сохранившимся оборонительным сооружениям в виде валов и рвов и заметным на поверхности земляночным углублениям. Но установить, когда и какие люди здесь жили, каков был об лик их материальной культуры, могут только археологические раскопки.
Три года на Чудской горе проводились научные исследования экспедицией Института археологии Академии наук. Раскопана уже значительная часть памятника (60 кв. м), получен обширный и разнообразный материал, позволяющий реконструировать историю Чудской горы в более конкретной, живой и осязаемой форме.
Как показывают результаты раскопок, Чудская гора была заселена несколько раз в различные археологические эпохи.
Первые люди пришли сюда более трех тысяч лет назад, в эпоху бронзы (в последней четверти 2 тысячелетия до нашей эры) и находились здесь достаточно долго, о чем свидетельствуют мощные культурные отложения того времени, толщиной до 1 метра. Раскопаны 8 сооружений эпохи бронзы, которые представляли собой длинные узкие полуземлянки размером 4-5 м, расположенные плотными рядами вдоль Чудской горы в ее мысовой части. С торцовых сторон по направлению к южному и северному склону горы проложены коридорообразные выходы. Расчищены остатки кровли из тонких обугленных жердей, а также следы столбов, на которые кровля опиралась. На полу сооружений обнаружены остатки очагов в виде кострищ из огромных слабообож-женных кирпичей, близких к овальной и квадратной форме, а также ямы с золой и пережженными костями. Вокруг очагов найденные в большом числе целые и раздавленные глиняные сосуды, скопления костей животных, преимущественно черепа и конечности, чешуя и кости рыбы, орудия труда. Сосуды стояли либо на донышке, либо были перевернуты вверх дном. В каждой из землянок найдено от 22 до 46 сосудов. Всего на Чудской горе за три года работ обнаружено более 140 целых и раздавленных сосудов и около 20 тысяч их обломков.
Сосуды - крупные горшки, емкостью до 6-8 литров и маленькие круглодонные чашки - очень нарядно орнаментированы по всей поверхности, иногда включая дно, рядами насечек, ямок, зигзагов с поперечной штриховкой. Интересны предметы из бронзы (наконечники стрел и острия, ножи), кости (наконечники стрел, накладка лука, проколки), глины (грузила, бусы, шарики, пряслица), камня (песты, терочни-ки, точильные бруски, топоры), предметы литейного производства (тигли, льяки, обломки литейных форм). К числу уникальных находок относится бронзовая фигурка человекообразного существа, изображающая древнее божество.
Конструкция земляночных сооружений, характер и расположение обнаруженных в них находок заставляют предполагать, что в эпоху бронзы Чудская гора была не поселением, а культовым местом, где совершались жертвоприношения и обряды, скорее всего в честь умерших предков. Данное предположение подтверждается топографическим положением Чудской горы. Именно на высоких, живописных труднодоступных местах устраивали древние люди свои святилища. Попасть же на Чудскую гору в древности было сложнее, чем в наши дни. Она, со всех сторон, за исключением северной, была окружена водой. С юга и востока у подножия горы протекал Иртыш, уровень воды в котором был на 2-3 метра выше, чем в озере Ныр - старицы Иртыша. С запада путь к горе преграждала небольшая речка, впадающая в Иртыш, от которой сейчас осталось только заболоченное русло. А во время весеннего половодья, Чудская гора вообще превращалась в остров, так, что попасть туда можно было только на лодках. Вот почему входы в земляночные сооружения имелись только со стороны крутых склонов горы.
Вокруг него совершались определенные обряды, в том числе ставились горшки с поминальной пищей, приносились в жертву домашние животные (лошадь, корова, собака) и животные, являвшиеся основным объектом охоты (лось). В качестве символов этих животных у священных кострищ оставлялись череп и конечности, возможно со снятой шкурой, а остальные части поедались. В числе приношений была также и рыба, кости и чешуя которой в большом количестве встречены рядом с сосудами. По-видимому, наряду со скотоводством и охотой рыболовство играло значительную роль в хозяйстве населения бронзовой эпохи.
Мы не знаем, как называлось это население в древности. По облику материальной культуры оно может быть отнесено к так называемой сунгузской культуре, которая распространена во второй половине второго тысячелетия до нашей эры в Нижнем Прииртышье. Есть данные, которые позволяют считать сунгузское население угро-финским...
После сунгузского населения на Чудской горе оставили следы своего пребывания представители завьяловской культуры - переходного времени от эпохи бронзы к раннему железному веку (конец второго тысячелетия - начало первого тысячелетия до нашей эры). Завьяловская керамика, украшенная крестовой орнаментацией, встречена в очень небольшом количестве и на ограниченной площади. Это свидетельствует о кратковременном пребывании данного населения на Чудской горе.
Новая группа людей, скорее всего большой род, сделала Чудскую гору местом своего поселения 2,5-2 тысячи лет назад. Это была уже новая историческая эпоха - период раннего железного века, когда орудия труда и оружие изготовляли из железа. Эти орудия труда, более совершенные по сравнению с бронзовыми, способствовали росту производительности труда. В свою очередь это приводит к возникновению классового общества, складыванию военно-политических союзов и услению военных столкновений между отдельными группами населения. Поселения устраиваются в труднодоступных местах, хорошо укрепляются. Поселение раннего железного века на Чудской горе также представляло собой крепость. Оно располагалось в самом центре горы и состояло из 9 небольших жилищ земляночного типа, расположенных двумя ровными рядами. Жилища люди железного века поставили двумя ровными рядами вдоль высоких склонов, которые в силу своей крутизны служили естественным укреплением.
Со стороны пологих склонов площадка поселения была защищена мощными валами и рвами. Раскопки показали, что в древности глубина рвов достигала 1,5 метра при ширине в 2 метра. Выброшенная изо рвов земля шла на сооружение валов. С внешней стороны валы были укреплены березовыми бревнами, уложенными в 5-6 рядов. Они поддерживали вертикально врытые в землю высокие столбы. Сверху вал укреплялся дерном...
Укрепленные, огороженные валами и рвами поселения называют городищами. Городище на Чудской горе археологи именуют Богочановским, по названию расположенного рядом села. По имени Богочановского городища названо древнее население, которое проживало в период раннего железного века на большой территории по берегам Иртыша от реки Тара до реки Тобол в южно-таежной зоне. Созданная этим народом культура называется богочановской культурой. Так что название деревеньки Знеменского района увековечено в названии древней культуры и навсегда вошло в археологию. А это в истории населенных пунктов бывает не так уж часто.
Богочановцы были мужественными, бесстрашными воинами. Воевали луками и стрелами с бронзовыми наконечниками. Хоронили богочановцы своих сородичей в могилах, обертывая тела полотнищами из бересты, а сверху насыпали невысокие курганы. В погребальном обряде большую роль играл огонь: в могилах разводили мощный костер. Не случайно, что археологи во время раскопок курганов находят прокаленную до розово-оранжевого цвета землю насыпей курганов и обгоревшие до черноты бересту и кости.
Кто были богочановцы по этносу? Вопрос дискуссионный. Но в любом случае они - прямые предки хантов и манси, коренных народов Западной Сибири.
На Чудской горе открыты следы еще одних, более поздних построек. Здесь в 14-15 веках нашей эры проживали сибирские татары. Следы пребывания людей татарского периода немногочисленны, сохранились остатки глинобитных очагов или печей, кострища, обломки сосудов и целые горшки. Судя по всему, татары жили на Чудской горе недолго, скорее всего, они использовали это высокое место как надежное укрытие от врагов.
Чудская гора до конца не исследована. Она все еще хранит свои тайны. Это уникальный памятник археологии и находится он под охраной государства. Но есть циничная и горькая шутка: то, что охраняется государством, не охраняется никем. Действительно, охрана этого памятника может быть в полной мере осуществлена только при бережном отношении к своему историческому наследию каждого жителя нашего района. Самовольные раскопки, даже небольшие ямы и шурфы, безнадежно портят археологические памятники, навсегда уничтожая многое для археологической науки. Поэтому они запрещены законом, а его нарушение ведет к административной и уголовной ответственности.
К сожалению, на Чудской горе отмечены случаи таких самовольных раскопок. Отрадно, что в 1989 году на одном из общих собраний члены колхоза "Октябрь" д. Семеновка приняли решение: взять под охрану территорию Чудской горы в 1,5 га, запретить здесь распашку земли, рубку леса, сбор цветов, ягод, корней, заготовку сена, выпас скота, проведение мелиоративных работ. Собрание ходатайствовало о признании Чудской горы природно-археологическим памятником областного значения.
Наверное, не случайно, что слова: "Чудская" и "чудо" -однокоренные. А к чуду всегда нужно относиться бережно и трепетно. И тогда оно не исчезнет.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Т.Г. Костина "Здесь Родины моей начало..."(История Знаменского района) - Омская обастная типография, - 2004г.
Комментарии
А вот скажите, друзья: кто-нибудь сам там работал? Копал?
Богочаново
Добавлено AAP 16 лет назад
Посмотреть на карте
Популярные точки района
Качуково (Материалов: 77)
Новоягодное (Материалов: 28)
Шухово (Материалов: 22)
Завьялово (Материалов: 15)
Знаменское (Материалов: 14)
озеро Тайгинское (Материалов: 10)
Чередово (Материалов: 8)
Усть-Шиш (Материалов: 7)
Тайга (Материалов: 5)
озеро Куйлутово (Материалов: 5)