История села Евгащино. Часть 2.
В 1892 году Петр Николаевич Калижников и его жена Ольга Николаевна открыли в Евгащино министерскую школу. В этой школе обучение велось четыре года. В этой школе работали два учителя. С конца тридцатых годов 20 века в этом здании располагался детский сад, сейчас это жилой дом. После смерти Петра Николаевича Калижникова, в 1912 году его жена Ольга Николаевна построила коммерческое училище. В нем обучалось около 75 детей (49 мальчиков и 26 девочек), это были дети купцов, зажиточных крестьян. Сначала училище содержалось за счет средств Ольги Николаевны, затем было передано на бюджет государства. В здании училища, также как и в министерской школе, было две классные комнаты и квартира для учителя.
В том же 1912 году купец Ярков переезжая на жительство в Омск передал обществу кредитных товариществ свой магазин под школу. Была открыта еще одна школа. Называлась она Высшетехническое училище, по типу дворянского учебного заведения с техническим уклоном. Эта школа готовила будущих торговых дельцов, специалистов агротехнического направления. Здесь обучались дети окончившие три класса обычной школы. Просуществовала эта школа до 1917 года. Возглавлял ее В.А. Макаров. Он же ввел в училище общеобразовательные предметы. Под его руководством работали девять учителей: С.И. Самсонов, О.И. Убыткова, Е.И. Убыткова, О.В. Молокова, А.И. Макарова, В.Н. Шепель, В.Н. Голотубченков и другие. Здесь преподавались иностранные языки, история, труд, пение. Закон Божий вел в училище священник Виталий Богинский.
Рассказывая о возникновении и становлении села, его дореволюционном прошлом нельзя не рассказать о тех, кто способствовал росту и процветанию села. Это семья купцов Калижниковых. Местная жительница села Евгащино- Клавдия Михайловна Байгачева 1926 года рождения рассказывала, что ее свекровь Матрена Тимофеевна Байгачева была в работницах у купца Калижникова. Многие жители из бедняков называли купца благодетелем – «Никогда не отказывал нам в просьбе, выручал и деньгами, и продуктами». Жизнь крестьянина состояла не только из тяжелых будней, и для веселья находилось время. В прошлом существовал обычай щедро угощать своих работников на большие праздники. И Калижников не был исключением. Крещение в Евгащино было съезжим праздником, Калижников выкатывал за ворота большие бочки с пивом, и тогда гуляли всем селом. Отмечали благотворительность и жены Калижникова – Ольги Николаевны. Ежегодно на Рождество Ольга Николаевна устраивала елку для детей села (школьников и малышей), детям раздавали подарки: кулечки со сладостями (конфетами, пряниками), маленьким детям дарили еще игрушки. Заботилась ольга Николаевна и о своей прислуге. В семейном Баранцевой Марфы Минеевны (в девичестве Неженко) сохранились фотокарточка Ольги Николаевны, семьи Калижниковых. Марфа Минеевна вспоминала (она по найму работала у Калижниковых кондитером): «Когда я собралась замуж, Ольга Николаевна подарила мне на свадьбу красивое платье, золотые серьги, а в приданое – корову». Хорошо одаривала Ольга Николаевна и других работников, которые обзаводились семьей. На большие праздники – Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Ольга Николаевна делала подарки своим работникам.
Довольно благополучная жизнь евгащинцев не гарантировала «вечный покой». Первое потрясение «сельской идиллии» нанесла война в 1914 году. Стали уходить из села мужчины, крестьянские дворы лишились рабочих рук. На оставшихся дома увеличивалась нагрузка, давил и моральный стресс – приходили похоронки, подолгу не было писем с фронта, возвращались в село раненные, калеки.
Нерадостным оказался 1917 год. Ошеломляющим набатом прокатилась по России весть об отречении царя от престола «Как же теперь без царя – батюшки?!» Долго не могли привыкнуть к этому и в Евгащино.
В Евгащино во второй половине 1917 года стало увеличиваться число вернувшихся с фронта солдат – каким-то особым пафосом заряженных парней. Фронтовая молодежь вела себя возбужденно. Парни, еще не скинувшие шинели с плеч, собирались вместе у своих друзей и вспоминали не только боевые эпизоды, но все больше интересовались политическими переменами в стране, торопились быть их участниками у себя дома.
От былого порядка в селе не осталось и следа. Волостной земской управе недоставало власти, чтобы предотвратить самоуправство, грабежи, конокрадство, самовольную порубку леса и другие нарушения.
В Евгащино стала усиленно действовать партия кадетов, которой руководил отец Виталий Богинский. В Евгащино он появился в 1914 году и сразу же заявил о себе, как церковный служитель, политический деятель, организатор.
Богинский Виталий Игнатьевич, 1883 года рождения, уроженец города Каменец Подольской губернии, украинец, образование высшее, сын псаломщика. Воспитывался в Белокриницком 2-го разряда сельскохозйственном училище, затем в духовной семинарии, где окончил 4 класса и, имея сан священника, поступил на физико-математический факультет Киевского университета по естественному отделению. Оттуда, по словам его жены, со 2-го курса поступил в кавалерийское училище в г. Киеве.
По окончании получил офицерский чин. За год до начала войны с Японией военную службу оставил и перешел в церковную – священником. До переезда в Евгащино шесть лет был священником в рагозинской церкви (Седельниковский район).
Богослужения, проводимые им в церкви, казались прихожанам убедительными, идущими от бога через уста отца Виталия. Да и сам Виталий Богинский стал признанным в приходе среди богатых мужиков и купечества, несмотря на свои тридцать два года.
Постепенно деятельность Богинского расширялась, и уже в 1917 году он играл не последнюю роль в общественной жизни села. Создал в Евгащино отделение кадетской партии и через врача Эмилию Этлингер поддерживал связь с центральным комитетом этой партии. Был вхож в калижниковские апартаменты, встречался с такмыкским купцом Дудиковым, предводителем местных эсеров.
Еще при выдворении его в далекую Сибирь, там, в солнечной Молдавии, Виталий сомневался: «Как-то устроюсь? Приживусь ли?» Теперь только посмеивался в душе над теми мыслями, подбадривая себя: «Не ошибся в выборе; и слава богу! Эка беда, что покинул солнечный край! Здесь снежный, да и не менее «теплый». И уже серьезно, будто приказывал себе: «Только активная позиция поднимет в глазах прихожан, обретет доверие богатых».
И вот уже Богинский хлопочет о создании союза кредитного товарищества (союзбанк). Нет, не забота о крестьянах заставила попа сделать этот шаг, не радение к бедным, а поиск средств нажима на сельскую общину стал главной причиной этого. Он понимал, что экономический пресс – надежное орудие воздействия на умы людей. Богинский становится постоянным председателем союзбанка, а в конце 1917 года он входит и в состав волостной земской управы.
Богинского всюду окружали надежные люди. Казначеем в товариществе стал Резин Григорий Иванович – богатый крестьянин села, у которого только дойных коров доходило до 25 голов, а на подворье постоянно работали два пленных австрийца. В союзбанк отец Виталий пригласил на работу двух капитанов царской службы – Селецкого и Гоппе, прапорщиков Орлова, Гутикова и Васькова, дьякона Кутузова, жандарма Кононова, купца Мельникова, крестьян Громова, Щеглова, Степанова, Грязнова, Завязочникова и других. Некоторые из них, например, Степанов и Завязочников, мешковские кулаки, вместе с Богинским входили в состав волостной земской управы. В земской управе состояли сын матерого евгащинского кулака Усольцев Алексей Максимович, сын церковного звонаря Григорьев Василий Сергеевич.
- Отец Виталий в это время играл значительную роль. Он, можно сказать, был идейным вдохновителем богатых, да и не только их, спустя много лет скажет Филиппов Петр Лукич, член партии, многие годы отдавший советской работе.
- Под его началом и церковь работала отменно, к тому же он ее ловко использовал для пропаганды своих политических убеждений.
- И в церкви окружали Богинского ее большие приверженцы. Церковный староста Симисинов много лет добросовестно исполнял свои обязанности, держал в порядке церковное хозяйство. Отец Флегонт (Шепетов Флегонт Александрович), хотя и склонен был к спиртному, при Богинском сдерживал себя и нес службу исправно. Много лет служил церковным звонарем Григорьев Сергей Андреевич. Надо заметить, что все его сыновья – Александр, Василий, Ефим и Андрей, подрастая, испытывали себя этим не затейливым музыкальным искусством.
В то далекое временя, жизнь людей во всех ее проявлениях, так или иначе была тесно связана с церковью, а если точнее, с ее служителями. Выкладываясь, они изо всех сил убеждали молящийся люд, что все истоки бытия от бога, что его (бога) всесилие вершит их судьбы. И им верили, более того, их боготворили.
Отец Виталий в такой обстановке чувствовал прочность своей позиции, а потому направлял усилия прежде всего против большевистских идей, «вел борьбу с организующимся Совдепом, возглавляемым Здродовским Иосифом Иосифовичем». (Из материалов уголовного дела на Богинского и других).
Тяжелым был 1918 год для евгащинцев, в районе, как и по всей Сибири победила контрреволюция. В селе Евгащино и в окрестных деревнях была объявлена мобилизация в белогвардейскую армию. Карательные действия отряда Богинского распространялись не только на Евгащинскую волость, но и на соседние: Логиновскую, Такмыкскую, Большереченскую и т.д. Только в Евгащино было арестованы 15 человек, в их числе С.Ф. Горшков, Н.И. Сапожников, И.Г. Резин. 7 сентября 1919 года девять арестованных большевиков бандиты повекли в Усть-Тару. По дороге некоторых из них подвергали жестким пыткам (у них были вывернуты ноги, руки, разбиты челюсти). Трупы их привязали к бревнам и бросили в озеро. С остальными расправились в Усть-Таре.
В последствии расстрелянных перезахоронили в Евгащино (в центре села им установлен памятник). Перезахоронение проводилось весной 1920 года.
Источник: Назаренко А.С. Эколого-краеведческий путеводитель по селу Евгащино
Комментарии
Нет комментариев
Евгащино
Добавлено ist-fak 16 лет назад
Посмотреть на карте
Популярные точки района
Такмык (Материалов: 113)
Большеречье (Материалов: 76)
Решетниково (Материалов: 53)
Черново (Материалов: 29)
Тусказань (Материалов: 24)
Евгащино (Материалов: 22)
Старокарасук (Материалов: 12)
Байгачи (Материалов: 9)
Инберень (Материалов: 5)
Шипицыно (Материалов: 4)